ТАМ, ГДЕ РОЖДАЮТСЯ СНЫ
ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ОКАЗАТЬСЯ ТАМ, ГДЕ СТИРАЮТСЯ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ МИРОМ И МИРОМ
ВЫДУМАННЫМ? СТОИТ ЛИШЬ НЕМНОГО ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЕ, КАК ВАМ
ОТКРОЕТСЯ ОДНО ИЗ САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ МЕСТ ПЕТЕРБУРГА — МУЗЕЙ СНОВИДЕНИЙ ИМЕНИ
ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. В ОКУТАННЫХ ПОЛУМРАКОМ КОМНАТАХ ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ ФАЛЛИЧЕСКИХ
СИМВОЛОВ И ТОМУ ПОДОБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, С КОТОРЫМИ ПРИНЯТО СВЯЗЫВАТЬ ИМЯ ФРЕЙДА.
ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ПОСВЯЩЕНА ВОВСЕ НЕ ОСНОВАТЕЛЮ
ПСИХОАНАЛИЗА, А КАЖДОМУ ПОСЕТИТЕЛЮ В ОТДЕЛЬНОСТИ, ЕГО СНАМ, ФАНТАЗИЯМ
И ЕГО ВОСПРИЯТИЮ МИРА.
В музей я ехала уже во второй раз. Впервые я попала туда осенью прошлого года. Просто увидела в какой-то программе
репортаж, потом нашла много восторженных отзывов в Сети и, наконец, решила увидеть сие место собственными глазами.
Теперь же у меня была определенная цель — узнать о выставке чуть больше, чем написано на официальном сайте. В поисках
истины мне помогала экс куратор музея Вера Екимова, которую я встретила, покупая входной билет.
СВЕТЛОЕ – ТЕМНОЕ
Вся экспозиция состоит из двух темных комнат. Я захожу в первую. Здесь находятся подлинные фотографии Фрейда,
его семьи и дома. Из них, как из кусочков мозаики, можно сложить картину жизни великого психиатра. Но больше
всего меня заинтересовали описания 10 его снов, например, "Сон о самопрепарировании". Вот что писал
о нем Фрейд: "Странным образом дело идет о препарировании нижней части моего собственного тела, таза и
ног. Я вижу их перед собой, как в анатомическом театре, но не испытываю при этом ни боли, ни ужаса". К
каждому описанию приготовлена иллюстрация, выполненная Павлом Пепперштейном, поэтому, даже если что-то
непонятно в тексте, ты смотришь на рисунок и представляешь себе то, о чем идет речь. Потом я поднимаю глаза
и вижу над входом большое панно-ребус. Вера пояснила, что его задумка принадлежит известному всем Сергею
Бугаеву (Африке), однако никакого определенного смысла оно не несет, как, впрочем, и все остальное в музее.
Ведь сны не поддаются полной и конкретной расшифровке… И тем не менее у меня возникло желание сесть напротив
ребуса и попытаться его разгадать.
Вторая комната — Зал сновидений. Здесь я вообще перестаю понимать, что реально, а что нет.
В основе оформления лежит многослойность. Сначала я вижу свое отражение в кусочке зеркала. Потом перевожу
взгляд на висящие в воздухе листочки. Это копии писем Фрейда его друзьям и коллегам. Из темноты за мной
пристально наблюдают маски и фигурки египетских богов, а в углу гостеприимно раскрыла объятия смирительная
рубашка. Затем я с живым интересом пытаюсь прочитать те фразы, которые выплывают из мрака на стекло витрин.
Некоторые из них я мысленно записываю в коллекцию афоризмов, как, например, эту: "У женской груди
скрещиваются любовь и голод". И все же по совету одного из экскурсоводов я не стала относиться к тому,
что вижу, слишком серьезно, ведь гораздо проще абстрагироваться и попытаться найти во всем этом если не смысл,
то, по крайней мере, удовольствие. В середине зала сновидений находится светлый экран, на котором при желании
можно мысленно изобразить свои собственные сны. Если честно, у меня экран двигался вперед назад, а что
это – сила музея или моя бурная фантазия, – не знаю.
КТО ЗДЕСЬ?
Сегодня в музее много посетителей (это меня слегка удивило, ведь мало кто соберется на выставку в середине
рабочего дня). Мысленно я разделила их на три категории. Вот по периметру светлого зала проходит небольшая
группа моих сверстников. Это школьники, которые пришли на экскурсию. Они шумно обсуждают каждый экспонат
(в особенности описание сна "Об отхожем месте"), фотографируются и пытаются узнать как можно больше
интересных подробностей от своих преподавателей. Сюда же можно отнести и студентов, и даже военных, которых
в музее бывает достаточно много. Вторая категория — туристы, а также любители необычных мест, вроде меня. Вот
в Зал сновидений направилась девушка. Она, очевидно, уже была здесь, и ей совершенно не интересны путеводители
или чьи то рассказы, она просто получает удовольствие. Еще одной группе посетителей не дают покоя стереотипы
и слухи, связанные с Фрейдом и его теориями. К сожалению (или к счастью?) их ждет небольшое разочарование. Они,
как правило, пробегают через все экспонаты минут за десять и уходят в недоумении. Так, буквально перед моим
приходом из темного зала с обиженным видом выбежала девушка, сетовавшая на то, что она
"совсем ничего не поняла". А еще здесь часто можно встретить художников, музыкантов, режиссеров и
других служителей муз. Все дело в том, что в музее постоянно проводятся концерты, лекции, кинопоказы и выставки.
Например, в этот раз я попала на фотовыставку Андрея Верховцева "Лицом к морю". Таких красивых
и наполненных искренностью черно-белых фотографий я, признаться, еще не видела. Все эти встречи, под стать
атмосфере музея, носят легкий оттенок таинственности, и их в любом случае нельзя назвать заурядными.
Как бы то ни было, Музей сновидений – место, в котором стоит побывать хотя бы раз в жизни. Особенно пока ты
молод, пока есть желание "быть не таким, как все", пока твоя фантазия позволяет спроецировать на
светлом экране что нибудь из глубин подсознания.
-----
© 2008 Ксения Соловьева - участница проекта "N"
§ Опубликовано в журнале "МИГ-17" Сентябрь 2008.
Комментировать...
|